|
Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе.
Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении апостол и евангелист Иоанн Богослов передает нам слова молитвы Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, к своему Небесному Отцу, о своих учениках, призванных в скором времени стать крепким фундаментом Церкви, содержащей единственно верное учение о жизни в Боге: «… не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.17,9). В этом сыновнем прошении слышится просьба не только о том, чтобы переданные Христом спасительные слова о едином Боге неизменно сохранились как вероучительные истины: «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17,3), но и в единстве самих последователей: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое: тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы (Ин.17,11).
По повелению Бога-Отца сшедший на землю и воплотившийся Бог-Слово, не только принимает на себя падшее в грехе человеческое естество, освящая его своей Божественной природой, своими земными страданиями, Крестом, Воскресением и Вознесением на Небо, но влагает в сердца и умы человечества учение Нового Завета, хранительницей которого является основанная Им Церковь. Неповрежденность истинного учения охраняется в Церкви Богом-Духом Святым, действующим на нас Своею благодатию через Таинства, через самую жизнь в едином Теле Христовом. Провозвестниками Евангелия и совершителями Таинств в Церкви, хранителями ее Священного Предания, стали святые апостолы и их ученики: епископы, священнослужители. И когда враг рода человеческого в разные исторические эпохи жизни Церкви пытался привнести плевелы в житницу христианского учения, соблазняя ересями (вероучительными заблуждениями) с виду разумных и даже может быть талантливых людей, эти служители Истины, просвещенные Божественной мудростью, всегда защищали чистоту вероучения и нравоучения.
Сегодня Святая Церковь вспоминает Отцов 1-ого Вселенского собора, состоявшегося в Никее в 325 году, которые сформулировали краткое и ясное учение о Боге-Отце и Боге-Сыне, о их единосущии и равночестности. Подчеркнув Божественное достоинство Сына, святые отцы собора тем самым опровергли ложную премудрость Ария, полагавшегося на свою исключительную образованность. Никакое философское и даже около богословское учение того времени не могло вместить в себя мысль о том, что в Едином Боге различается два самостоятельных Лица, Личности Отца и Личности Сына. Невозможно было человеческому уму самостоятельно додуматься до этого. Трудно было принять Божество Христа тем, кто полагался на свою земную образованность. Лишь просвещенное Духом Святым человеческое сознание способно было вместить эту Богооткровенную истину. Трудно ограниченному человеческому уму принять на веру Воплощение Сына Божия! Поэтому с большим благоговением мы должны относиться к Отцам, которые провозгласили истинную веру. Мы, для которых вера кажется такой простой и обыденной, а слова Символа веры представляются красивым поэтическим произведением древности, забываем о титаническом духовном и физическом труде, совершенном святыми отцами, участниками собора для того, чтобы мы имели верные представления о Боге и сотворенном им мире и человеке. Благодаря учителям Церкви мы осознаем, что вся тварь создана Богом, что человек, сотворенный по образу и подобию, призван к обожению, к благодатному соединению с Творцом, что есть смысл бытия каждой травинки и песчинки, что Христос Спаситель, неразрывно соединившись с природой человека, вознес ее к Престолу Бога и Отца. «Если бы мы могли это помнить, если только мы могли бы смотреть друг на друга и прозревать эти дивные глубины человеческие, озираться вокруг и видеть, что тварь призвана к славе Божией, тогда мы строили бы иной мир, иные человеческие отношения, иначе бы обращались с веществом этого мира; жизнь стала бы тогда благочестием и благоговением», - восклицает в своем слове в этот день, но в 1970 году, митрополит Сурожский Антоний. Господь дал нам «от Божественной силы… все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1,3). Но мы часто неспособны видеть очевидного, потому что увлекаемся соблазнами диавола, мы безответны перед Богом. Архиепископ Димитрий (Муретов) в конце XIX века пояснил нам причину этого: Духовный сон и беспечность – главная причина наших заблуждений и падений» «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» - предупреждает нас Господь (Мф.26,41).
Настоятель храма апостолов Петра и Павла в Лефортове игумен Исидор (Тупикин).
|
|