|
Проповедь в неделю 3-ю по Пятидесятнице.
Сегодняшнее Евангельское чтение настойчиво предлагает нам задуматься о смысле нашей жизни, потому что очень часто то, что мы называем целью нашей жизни: достижение благополучия и достатка – является не более чем возможным средством, сопровождающим нас на этом пути, причем часто и неполезным конкретно для нас.
Житейская мудрость гласит: Господь дал, Господь и взял. Но правильно ли мы понимаем смысл этих слов, рассуждая вне Евангельского контекста? Бог, создав человека, дает ему энергию жизни, предлагая путь совершенствования. Добровольное грехопадение человечества, когда смерть ворвалась в человеческое бытие, не изменило Божественный замысел: человек призван стать «богом» по благодати и в этом смысл Боговоплощения, Креста и Воскресения Богочеловека. Окружающий человека мир и после грехопадения промыслом Божиим давал все необходимое для его существования, только теперь нужно было прилагать больше труда, чтобы в творческом порыве преодолевать разделения и несовершенства, создавая цельные и гармоничные произведения. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19). Еще раз напомню: Бог не виновник смерти. Это следствие добровольного выбора человека. Поэтому в происходящих с нами несчастиях нет вины Бога. Так же как и в «свалившимся» для кого-то из нас незаслуженном богатстве или каких-то иных благах нет прямого участия Бога, который «всем хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4). И для Бога главный дар, который ему приятен - это сокрушенное сердце и смиренный дух, в покаянии осознающие свое сыновство к Богу Отцу. Поэтому сказано: «не пецытеся душею вашею, что ясте или пиете: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Мф.6,25-27). Более того, наш Небесный Отец предупреждает: «Никтоже можетъ двема господинома работати: любо единого возлюбит, а другого возненавидит; или единого держится, о друзем же нерадити начнет» (Мф.6,24). Некоторые из нас высказывают обиду: почему Бог не дал мне того или другого? – причиной которой является, как правило, не отсутствие просимого, а зависть, потому что у ненавистной мне соседки это есть, а у меня нет. Замечательно высказывание на этот счет архиепископа Димитрия (Муретова), известного проповедника XIX века: Мы призваны уповать не на свой разум и силы, а на всемогущую силу Божию…В то же время, требовать, чтобы над нами совершались какие-то чудеса, значило бы не уповать на Бога, а искушать Его…Нужно ли, чтобы насущных хлеб наш нисходил к нам с неба, когда Господь повелел земле растить его? Не менее ложно было бы упование наше на Промысл Божий, если мы сами оставались бы беспечными и ленивыми… И дожди, и солнце были бы бесполезны, если бы мы не возделали землю и не посеяли семена…Если в жизненных трудностях ты только горюешь и бездействуешь, то не иссушаешь ли ты этим Господа?... Не тяжкий ли это грех – уповать на Бога для того только, чтобы вести праздную жизнь» (Слова, беседы и речи. Т.3. М., 1898, с.85-90.). «Под лежачий камень вода не течет», - свидетельствует нам еще одно мудрое житейское высказывание, однако не все нашими усилиями приобретается в этой жизни. Есть нечто, что действует против нашей воли, потому что диавол и служители его желают как физической, так и нравственной гибели человека, потому что ненавидят Бога и его творение. Бог – не виновник человеческих несчастий. Господь наш Иисус Христос, обличая иудеев прямо называет причину: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин.8,44). Человечеству трудно устоять перед соблазнами, потому что в современном нам обществе размыты нравственные границы приличного и неприличного, дозволенного и недозволенного. Вообще не принято говорить о нравственных критериях человеческого бытия, а только лишь о целесообразном, логичном, полезном для здоровья и неполезном, успешном, роскошном и благополучном.
Наша с вами жизнь – добровольный выбор: с Истиной в простоте, ясности и кротости или с ложью в изощренной сложности, претендующей на совершенство, но так и никому и непонятной. Поэтому услышим Христа, который призывает нас не прилагать излишние заботы о повседневной жизни, а стремиться к горнему… ««Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6,33).
Настоятель храма апостолов Петра и Павла в Лефортове игумен Исидор (Тупикин).
|
|