|
Проповедь в Неделю Всех святых.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, которые возмущают наше сознание: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10, 37), усиливая наше впечатление от произнесенного: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести на землю, но меч» (Мф.10,34). Неужели Господь нам говорит о необходимости любить только Его и никого другого? Может быть речь идет о том, что человеческие чувства к другому человеку или людям, называемые нами любовью, греховны по своей сути и отвергаются Богом, противны Ему? Нет. Потому что Спаситель так часто в своей беседе с учениками говорил о необходимости любви к ближнему: жертве ради другого человека, прощении согрешающего против тебя. Кроме того, Евангельская история повествует нам о радости общения Богочеловека со своими последователями, друзьями и родственниками. Ответ на эти недоуменные вопросы открывается нам тогда, когда наше сознание способно сопоставить нашу любовь к Богу и к ближнему, которая не должна стать причиной нашего отрицания самого бытия и смысла, открывающегося нам «в любви», которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор.13, 4-6), Когда наша любовь к ближнему не то чтобы превосходит любовь к Богу, а противоречит ей, противоречит самим принципам жизни, тогда она перестает быть любовью, деформируется в греховную привязанность и попытку найти «свое» в другом, становясь эгоцентричным и гипертрофированным чувством собственничества. Тогда уместно обличительное слово святителя Иоанна Златоуста: «Почему ты любишь дитя больше своего Владыки? Не Он ли даровал тебе дитя? Почему же ты так неблагодарен, что дар любишь более, чем Даровавшего?». Примеров такой любви в нашей с вами жизни как в частной, так и общественной предостаточно, и причиной тому является наш образ жизни, главным принципом которого является материальное благополучие, стремление к комфортности и внешней гармонии. Но, как пояснил святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, в толковании на читаемое сегодня Евангельское повествование: «Не всякое согласие хорошо, напротив, иногда бывает хорошо и несогласие». И тот самый меч, который Христос принес вместо мира, это «слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле богопочитания», поэтому, как поясняет блаженный святитель «тогда должно возненавидеть родителей и детей, когда они хотят, чтобы мы любили их больше, нежели Христа». Ненависть о которой говорит здесь святой подразумевает не то известное нам с вами человеконенавистническое желание принести вред другому человеку, а ценностный выбор в пользу любви к Богу, потому что как предупреждал нас святой псалмопевец Давид «гневайтесь, и не согрешайте» (Пс.4,5). «Когда близкие нам по плоти вознамерятся отвлечь нас от следования воле Божией, проявим к ним святую ненависть… Святая ненависть к ближнему заключается в сохранении верности к Богу, в неприятии порочной воли людей», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Ненависть ко греху и любовь грешника – вот Евангельский принцип отношения к ближнему, потому что «истинная святость никакими грешниками не гнушается» - говорил святитель Тихон Задонский. Все святые угодники Божии, память которых мы сегодня празднуем явили собой подлинный пример отношения христианина к ближнему своему: отвергая грех, но не отвергая грешника, они проявляли сострадание всему миру и каждому человеку, вознося свои дерзновенные молитвы к Богу, проявляя житейское милосердие, отказываясь от собственности ради Бога, не щадя жизни ради спасения ближнего и отечества земного, стремясь к Отечеству небесному, вечному. К подражанию святым призывает нас Господь и в житии любого из них мы можем почерпнуть вдохновенные примеры правильного отношения к себе и другому человеку, чтобы обрести подлинное достоинство, не унижающее ближнее, а возводящее нас к Тому, кто «достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мiр Тя славит».
Настоятель храма апостолов Петра и Павла в Лефортове игумен Исидор (Тупикин).
|
|